7. Индивидуальный предприниматель
Индивидуальный предприниматель (сокращ. ИП; он же ЧП, он же ПБОЮЛ) — физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированное в качестве предпринимателя в установленном порядке. Аббревиатуры ЧП (частный предприниматель) и ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица) считаются устаревшими. Основной нормой, определяющей правовое положение гражданина-предпринимателя, является единственная статья Гражданского кодекса:
Гражданский кодекс РФ, ст. 23
Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина
1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
ИП отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
8. Коммерческие организации
9. Государственная регистрация предпринимателей. Принципы, цели
Предпринимательскую деятельность могут вести только субъекты, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Государственная регистрация хозяйствующих субъектов преследует цели учета и контроля за их работой.
В нашей стране в 20-е гг. прошлого столетия, когда в период нэпа существовали предприятия различных форм собственности, государственная регистрация предприятий осуществлялась финансовыми органами. Это объяснялось фискальным значением государственной регистрации.
Однако в 50-е гг. XX в. в условиях плановой экономики государственная регистрация предприятий была отменена. Она оказалась ненужной, когда практически все предприятия стали государственными, а контроль за ними осуществляли многочисленные хозяйственные министерства.
При переходе к рыночной экономике, когда ббльшую часть хозяйствующих субъектов стали составлять частные предприятия, хозяйственную деятельность начали вести также индивидуальные предприниматели, государственная регистрация хозяйствующих субъектов вновь стала актуальной. Порядок государственной регистрации предприятий был установлен в ст. 34 и 35 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей была введена Законом РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации».
Эти нормативные акты предусматривали по существу одинаковый порядок государственной регистрации коллективных и индивидуальных хозяйствующих субъектов. В обобщенной форме правила регистрации были изложены в Положении о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482.
В данном положении была установлена единая система регистрации предприятий, индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций, которые для выполнения своих задач имеют право вести предпринимательскую деятельность. Суть этой системы сводилась к тому, что государственная регистрация должна проводиться по месту нахождения предприятия или месту жительства индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация проводилась органами местной администрации, причем в крупных городах были созданы специальные регистрационные палаты. Регистрирующие органы проверяют только законность создания предприятия, соблюдение установленных правил регистрации, но не решают вопросы целесообразности учреждения хозяйствующего субъекта, не могут отказать заявителю в регистрации по мотиву нецелесообразности создания предприятия. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
В конце 1994 г. была принята первая часть ГК РФ, где в ст. 51 вместо единой системы государственной регистрации всех субъектов предпринимательской деятельности предусматривалось введение отдельной государственной регистрации юридических лиц. В этой статье указывалось, что государственная регистрация юридических лиц будет введена после принятия соответствующего закона и должна будет проводиться органами юстиции.
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» был принят 8 августа 2001 г. и вступил в силу с 1 июля 2002 г. Первоначально он урегулировал порядок регистрации только юридических лиц. Однако Федеральным законом от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ1 в него были внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2004 г. он распространяется и на регистрацию индивидуальных предпринимателей. Соответственно, данный нормативный акт получил новое название: Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации). Регистрация должна проводиться в разных реестрах: реестре юридических лиц и реестре индивидуальных предпринимателей.
Закон о государственной регистрации не определяет, какой государственный орган проводит регистрацию. Этот вопрос, как и многие другие, решается на основе закона в постановлениях Правительства РФ. В Правилах ведения Единого государственного реестра юридических лиц, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 4382, и Правилах ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630', и в других правительственных нормативных актах было предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется Министерством по налогам и сборам РФ, которое в связи с изменением системы государственных органов было в 2004 г. преобразовано в Федеральную налоговую службу.
Введение нового порядка государственной регистрации не изменило сложившихся ранее основных принципов регистрации. К ним относятся: публичность, достоверность, конститутивное значение регистрации.
Принцип публичности означает, что сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются общедоступными. Необходимо подчеркнуть, что в Законе о государственной регистрации усиливается роль этого принципа, предусматриваются конкретные формы его реализации. Так, любое лицо может не только ознакомиться с данными государственного реестра, но и потребовать представления выписки из него или копии содержащихся в нем документов.
Принцип достоверности означает, что записи в государственном реестре признаются соответствующими действительному положению дел. Они могут быть оспорены в судебном порядке, но до принятия судебного решения об их изменении или до изменения их по решению самого регистрирующего органа достоверность записи в реестре не может быть подвергнута сомнению.
Следующим принципом является конститутивное значение регистрации. Это означает, что предприятие или иная коммерческая организация возникает как субъект права лишь после государственной регистрации. Равным образом гражданин приобретает статус индивидуального предпринимателя только на основе государственной регистрации.
Нужно заметить, что данное положение неодинаково трактуется в различных правовых системах. Во Франции, как и в России, действует принцип конститутивного значения государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В США, напротив, применяется принцип декларативного значения регистрации, при котором регистрация рассматривается лишь как одно из возможных доказательств существования корпорации. Но ее существование может доказываться и другими способами, например, ссылками на наличие банковского счета, офиса, печати и т.п. В Германии действует смешанная система, при которой в отношении одних субъектов применяется принцип декларативности, а в отношении других — принцип конститутивного значения государственной регистрации (в частности, в отношении небольших сельскохозяйственных предприятий).
Закон о государственной регистрации предусматривает порядок регистрации не только создания (учреждения) юридических лиц, но и реорганизации, ликвидации и внесения изменений в данные государственного реестра. В ст. 5 закона перечисляются сведения, которые должны содержаться в государственном реестре относительно каждого зарегистрированного субъекта. Согласно ст. 26 закона все ранее зарегистрированные юридические лица должны были в шестимесячный срок после вступления его в силу представить эти сведения в регистрирующий орган. При непредставлении сведений в указанный срок по заявлению регистрирующего органа суд может принять решение о ликвидации соответствующего юридического лица.
Документы индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2004 г., подлежали передаче в регистрирующий орган до 1 января 2005 г. Запись о таком индивидуальном предпринимателе вносится регистрирующим органом в реестр индивидуальных предпринимателей. В случае непредставления заявления в указанный срок регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с 1 января 2005 г. (ст. 2 и 3 Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „О государственной регистрации юридических лиц"»).
Согласно ст. 8 Закона о государственной регистрации юридические лица регистрируются по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии — по месту нахождения другого органа или лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности. Регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
В Законе о государственной регистрации указывается перечень документов, которые должны представляться в регистрирующий орган. Согласно п. 4 ст. 9 закона регистрирующий орган не имеет права требовать представления других документов, кроме тех, которые указаны в этом перечне.
Согласно ст. 12 Закона о государственной регистрации при регистрации создаваемого юридического лица должны представляться:
• заявление по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором должны быть подтверждены соответствие законодательству и достоверность представляемых документов;
• решение о создании юридического лица;
• учредительные документы (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
• выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны;
• документ об уплате государственной пошлины.
Что касается выписки из реестра иностранных юридических лиц, то она требуется лишь в случаях, когда учредителями выступают иностранные организации. Надо заметить, что порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями был ранее определен Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», в ст. 20 которого наряду с выпиской из торгового реестра иностранного государства предусматривалась необходимость представления документа о платежеспособности иностранного инвестора. В настоящее же время по Закону о государственной регистрации представление документа о платежеспособности не предусмотрено, что означает упрощение государственной регистрации организаций с иностранными инвестициями.
Наряду с государственной регистрацией юридических лиц, в некоторых случаях применяется государственная регистрация хозяйствующих субъектов, не обладающих правами юридического лица.
Такими субъектами являются, например, крестьянские (фермерские) хозяйства. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» полномочный государственный орган регистрирует эти производственно-хозяйственные комплексы, которые правами юридического лица не обладают, но могут выступать в качестве субъектов в отдельных хозяйственно-правовых отношениях, например, в отношениях, регулируемых антимонопольным и инвестиционным законодательством. В отличие от изложенных выше правил государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, при регистрации таких производственно-хозяйственных комплексов регистрирующий орган вправе отказать в регистрации не только по причине нарушения законодательства, но и по мотиву нецелесообразности создания финансово-промышленной группы.
10. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Индивидуальный предприниматель (сокращ. ИП; он же ЧП, он же ПБОЮЛ) — физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированное в качестве предпринимателя в установленном порядке. Аббревиатуры ЧП (частный предприниматель) и ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица) считаются устаревшими.
Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) – список всех лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на территории Российской Федерации. Кроме того, в реестре содержатся данные о перерегистрации ИП и ликвидации этого статуса.
По закону хранение функции хранения реестра возложены на Федеральную налоговую службу.
При регистрации ИП налоговые органы вносят в этот реестр все необходимые данные. При этом, как и при регистрации юрлица, каждому предпринимателю присваивается индивидуальный номер ОГРН.
Сведения о зарегистрированных индивидуальных предпринимателях являются открытыми и общедоступными. Для их получения можно обратиться в налоговые органы с письменным запросом. Стоимость одноразового предоставления такой информации составляет на лето 2012 года 5 тыс. рублей. Существует также возможность получения годовой подписки на все хранящиеся в реестре сведения.
Регистрация в ЕГРИП дает возможность частным лицам заниматься предпринимательской деятельностью и открывать соответствующие счета в банках. При этом без регистрации в качестве ИП при открытии расчетного счета и осуществлении денежных переводов клиенты, как правило, подтверждают, что их операции не связаны с ведением бизнеса.
По закону регистрация занимает пять дней.
11. Единый государственный реестр юридических лиц.
Еди́ный госуда́рственный рее́стр юриди́ческих ли́ц (ЕГРЮЛ) — федеральный информационный ресурс, содержащий общие систематизированные сведения о юридических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.
Ведение реестра осуществляется Федеральной налоговой службой России через территориальные органы.
Реестр содержит:
• записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц;
• записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;
• записи об изменении сведений, содержащихся в государственном реестре, в том числе в связи с ошибками, допущенными регистрирующим органом;
• документы, представленные в регистрирующий орган.
Записи в ЕГРЮЛ осуществляются в хронологическом порядке. Каждой записи соответствует государственный регистрационный номер (ГРН). В отношении каждого юридического лица номер первой записи в ЕГРЮЛ является основным государственным регистрационным номером (ОГРН).
Реестр ведётся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.
За исключением некоторых персональных данных о физических лицах сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются открытыми и общедоступными.[2]
По запросу заинтересованного лица регистрирующий орган обязан предоставить сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в виде:
• выписки из государственного реестра;
• копии документа (документов), содержащегося в государственном реестре;
• справки об отсутствии запрашиваемой информации.
Выписка из реестра предоставляется не позднее 5 дней с момента получения соответствующего запроса по форме, установленной законодательством.
Органам государственной власти и юридическому лицу о нём выписка из ЕГРЮЛ предоставляется бесплатно, другим лицам — за плату.
Выписка из ЕГРЮЛ может быть необходима для совершения определённых юридически значимых действий. Информацию из реестра можно также получить в открытом доступе через сеть Интернет. Такая информация не имеет юридической силы надлежаще оформленной выписки.
Данные реестра о юридическом лице
• полное и сокращённое наименование на русском языке (при наличии — на языков народов Российской Федерации или на иностранном языке);
• организационно-правовая форма;
• место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (лица, выполняющего его функции);
• способ образования;
• сведения об учредителях (участниках);
• в отношении акционерных обществ — сведения о держателях реестров их акционеров;
• в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;
• подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
• сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
• дата регистрации изменений, внесённых в учредительные документы, или, в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесённых в учредительные документы;
• способ прекращения деятельности;
• сведения о нахождении в процессе ликвидации;
• размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала;
• данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;
• сведения о филиалах и представительствах;
• идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет в налоговом органе;
• номер и дата регистрации в качестве страхователя:
o в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
o в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;
• сведения о нахождении в процессе реорганизации;
• сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.
12. Предпринимательские объединения
Предпринимательским объединением является группа организаций осуществляющих согласованную предпринимательскую деятельность в общих интересах. Основными формами предпринимательских объединений являются холдинг, финансово-промышленные группы, стратегические альянсы и виртуальные объединения.
Холдинг – это компания, включающая в себя материнскую и одну или несколько дочерних фирм, объединенных общим владением. Дочерние фирмы имеют право юридического лица и являются полноценным субъектом хозяйственных отношений. Реальный контроль деятельности дочерней структуры остается за материнской компанией.
Различают следующие виды холдингов:
• исходя из форм собственности – государственные и частные холдинги,
• по способам интеграции – горизонтальные, вертикальные, диверсифицированные холдинги,
• с точки зрения функций головной (материнской) компании – финансовые, управляющие, финансово-управляющие холдинги,
• с учетом сферы применения капитала – отраслевые и межотраслевые холдинги.
Целью создания холдинга является приобретение целого ряда преимуществ по сравнению с деятельностью обособленных производителей:
• минимизация негативного влияния конкуренции,
• создание условий для централизации капитала,
• расширение возможностей диверсификации,
• снижение рисков,
• уменьшение налогов,
• увеличение масштабов деятельности,
• приобретение имиджа крупной влиятельной структуры.
Другой формой предпринимательского объединения является финансово-промышленная группа (ФПГ), которая, как правило, строится при помощи горизонтальных имущественных связей (перекрестное владение акциями, взаимное участие в советах директоров).
Целью ФПГ является создание организационных предпосылок технологической и экономической интеграции для реализации крупных инвестиционных программ и повышения конкурентоспособности.
ФПГ способствуют решению следующих задач:
• облегчение структурной перестройки экономики,
• укрепление и обновление технологических цепочек,
• создание условий для маневра финансовыми ресурсами,
• ускорение темпов роста производства.
Стратегический альянс – среднесрочное или долгосрочное устойчивое соглашение о горизонтальной межфирменной кооперации нескольких независимых компаний для реализации крупных проектов (НИОКР, совместное освоение новых рынков и др.) и получения при этом синергетического эффекта. Альянс не означает слияния фирм, не является самостоятельным юридическим лицом, слабо регулируется законодательством, а его участники могут одновременно входить во множество других альянсов.
Выгоды, которые могут получить члены альянса:
• приобретение возможности внедриться в новые сферы, на новые рынки,
• облегчение решения непредвиденных сложных проблем, отражение натиска конкурентов, диверсификация,
• возможность получить знания и опыт,
• доступ к ресурсам, улучшение использования производственных мощностей.
Возможные проблемы, ожидающие членов альянса:
• возможность неудачи по вине партнеров,
• риск утраты превосходства в технологии, конкурентной позиции,
• утрата автономии, единоличного контроля над деятельностью.
Виртуальное объединение создается как объединение независимых организаций на основе информационных технологий для осуществления совместных проектов. Оно не имеет ярко выраженной организационной структуры и не оформлено юридически.
Виртуальные объединения возникают в наиболее передовых отраслях, имеющих высокий уровень производства и высокую степень технологической расчлененности. Задачей объединения становится оптимальное комбинирование и дистанционное управление с помощью компьютерных сетей и телекоммуникаций составляющими его предприятиями, находящимися в разных уголках мира.
Экономический эффект от виртуальной интеграции возникает в результате оптимизации трансакционных издержек и накладных расходов благодаря использования информационных технологий. Доход между членами объединения делится согласно договоренности. Ответственность основана на взаимном доверии.
13. 13. Лицензирование предпринимательской деятельности. Лицензия.
Сущность лицензирования
В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.
Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.
Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.
В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.
Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:
а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей;
в) лицензируемая деятельность;
г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;
д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;
е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.
При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.
Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.
В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Порядок лицензирования
Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.
1. Представление в соответствующий лицензирующий необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти.
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
• полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица;
• фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуального предпринимателя;
• идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
• лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:
• копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица;
• документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
• копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.
Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.
Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.
В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии, в котором указываются:
1. наименование лицензирующего органа;
2. полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
3. фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
4. лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг);
5. срок действия лицензии;
6. идентификационный номер налогоплательщика;
7. номер лицензии;
8. дата принятия решения о предоставлении лицензии.
Основания и порядок приостановления действия и аннулирования лицензии
Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Аннулирование лицензии возможно:
а) во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.
б) в судебном порядке, то есть решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, в связи с которыми действие лицензии было приостановлено. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации